Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Общественноепроизводство, его структура и роль в обществе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

- 2 -

 

я21. Понятие общественного производства

 

Понятие общественного производства является одним из всеобщих

определений общества, однако оно не тождественно понятию общест-

венной жизни. Процесс общественного производства людьми своей

жизни, включает в себя прежде всего материальное производство,

ибо без производства и воспроизводства материальных условий и

средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее

многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая

весь многообразный процесс общественной жизни роль материального

производства. Однако признанием и разъяснением данного принципи-

ального положения социально-философской теории марксизма тема

"производство и общество" вовсе не исчерпывается. Производство

общественной жизни включает в себя также и духовное производство

("производство сознания"), производство людей, как общественных

индивидов и производство "самой формы общения" (К.Маркс), т.е.

определенного типа социальной связи людей. Короче, в отличие от

чисто экономического толкования сущности производства, философс-

кий подход позволяет рассмотреть последнее как производство об-

щественной жизни, выражение органической целостности человечес-

кой деятельности.

В составе историко-материалистического учения об обществе ка-

тегория общественного производства дает представление о целост-

ности самой основы общественной жизнедеятельности, фиксируя

единство и взаимодействие материального и духовного начал (про-

цессов) жизни людей. Фундамент этого единства составляет дея-

тельность людей по производству и воспроизводству условий своего

бытия, а критерием общественной природы (характера и формы) об-

щественного производства выступает развитие человека, как об-

щественного существа.

Маркс писал: "Если рассматривать буржуазное общество в его

целом, то в качестве конечного результата общественного процесса

производства всегда выступает само общество, т.е. сам человек в

его общественных отношениях. Все, что имеет прочную форму, как,

например, продукт и т.д., выступает в этом движении лишь как мо-

мент, как мимолетный момент. Сам непосредственный процесс произ-

водства выступает здесь только как момент. Условия и предметные

воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются

 

 

- 3 -

 

моментами, а в качестве субъектов выступают только индивиды, но

индивиды в их взаимоотношениях, которые они как воспроизводят,

так и производят заново. Здесь перед нами их собственный посто-

янный процесс движения, в котором они обновляют самих себя в та-

кой же мере, в которой они обновляют создаваемый ими мир богатс-

тва." /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2 с.222./

Иначе говоря, производство является общественным прежде всего

потому, что его конечным продуктом всегда выступает общество,

или, что то же самое, производство человека, как общественного

существа. По отношению к этой цели и результату все остальное -

будь то произведенный продукт, условия труда, даже сам непос-

редственный процесс производства - оказываются лишь моментами,

или средствами и материальным условием осуществления индивидами

своего общественного бытия, "собственного постоянного процесса

движения". Этот вывод можно сформулировать иначе: именно произ-

водство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях, что,

в свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и ду-

ховных условий своей жизнедеятельности, и составляет основное

содержание производства, если рассматривать его применительно к

обществу в целом.

Развивая это положение в плане раскрытия структуры обществен-

ного производства и взаимодействия ее составных частей, необхо-

димо отметить следующие моменты. Безусловно, первым основанием

общественного характера производства является совместный труд

индивидов, на базе и в рамках которого возникают и развиваются

сознание и коллективные формы человеческой (общественной) связи

и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства ма-

териальных условий бытия людей - основополагающая предпосылка

развития собственно человеческой (общественной) истории и самой

способности людей делать историю. Она остается таковой на любом

этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, воз-

никают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важ-

ные, существенные. По мере того как человек переходил от присво-

ения готовых продуктов к труду, происходило формирование челове-

ческого сознания и самих механизмов сознательной деятельности.

Производство сознания включается непосредственно в реальный про-

цесс производства людьми условий и обстоятельств своей жизни

(впоследствии, в результате общественного разделения труда появ-

 

 

- 4 -

 

ляется собственно духовное производство). Однако еще более важ-

ной предпосылкой была следующая: производство и воспроизводство

условий и средств материального существования людей с самого на-

чала было (объективно, независимо от степени осознания этого

факта) производством самого человека, способом формирования и

развития его общественных свойств, качеств. Вне существования и

развития производства нельзя даже представить себе возможность

выделения человека как самостоятельного субъекта, активного дея-

теля из первоначально нерасчлененного общественного целого.

Общественное производство есть динамичная система и структу-

ра. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на

первый план и становятся определяющими. Труд, средства произ-

водства, знания (наука и опыт), также природные и социальные ус-

ловия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внут-

реннюю структуру производительных сил (материальных и духовных)

на всех этапах развития общественного производства. Однако живое

движение этих сил в истории общественного производства многооб-

разно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые

могут превращаться по отношению к друг други из средства в цель;

преобразуется само отношение между трудом и производством вооб-

ще.

Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать

определяющую роль способа производства в общественном развитии -

необходимо также осознать, что сам человек является основой об-

щественного производства. Энгельсовское положение о "производс-

тве людей" (в предисловии к первому изданию

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»