←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Глава IV
СТОИМОСТЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА
"Стоимость всякого товара, - а следо-
вательно и товара, из которого состо-
ит капитал, - определяется не тем ра-
бочим временем, которое заключается в
нем самом, а рабочим временем необхо-
димым для его воспроизводства"
К.Маркс "Капитал"
В третьем томе "Капитала", из которого взята представленная в
эпиграфе выдержка, К.Маркс пересмотрел свое определение стоимости,
данное им в первом томе этого труда, а точнее ввел еще одно понятие
стоимости. Это был вынужденный шаг, связанный с тем, что его собствен-
ные дальнейшие исследования в теории стоимости показали несоответствие
созданной им теории стоимости жизненным диалиям.
К.Маркс был очень близок к пониманию своей ошибки, но стремление
любым путем подтвердить верность созданной теории прибавочной стоимос-
ти увели его исследовательский талант в сторону от истины.
Как и 2 стоимости А.Смита, обе стоимости К.Маркса не помогли най-
ти практического выхода для теории трудовой стоимости.
Классикам мешало отсутствие законченной теории труда. Дуализм
труда (но не тот, о котором говорил К.Маркс, а тот, который связан с
дуализмом материального мира*), его многофункциональное разделение оп-
ределяли дуализм и многофункциональное разделение стоимости. И три ви-
да стоимости, соответствующие трем этапам общественного труда, хотя и
подчиняются законам стоимости и сохранения стоимости, действительно,
имеют специфические черты.
* Справедливости ради надо сказать, что К.Маркс, как и А.Смит,
были близки к правильному пониманию дуализма труда. Так, К.Маркс расс-
матривал два вида труда, первый из которых он называл абстрактным,
второй - конкретный. Первый - он связывал с физическими затратами че-
ловека, второй - с созданием определенных потребительских свойств про-
дуктов труда, т.е. формы, структуры и т.д. Таким образом, два вида
труда К.Маркса - это две его стороны, связанные одна - с энергетичес-
ким проявлением материального мира, другая - с информационным. Однако
отсутствие теории труда, базирующейся на теории информации не позволи-
ла К.Марксу развить эту теорию, правильно ее использовать.
Говоря о стоимости воспроизводства, прежде всего мы должны отме-
тить тот факт, что само понятие воспроизводство, понятие более широ-
кое, чем то, которое включает в себя второй этап информационного раз-
деления труда, как мы его трактовали во II главе.
Воспроизводство - это воспроизводство всей созданной человеком
информации. Это - не только воспроизводство созданных в процессе труда
материальных благ для обеспечения жизнедеятельности человека, не толь-
ко воспроизводство средств производства; это - воспроизводство стои-
мости труда, т.е. подготовка и обучение людей, способных работать на
достигнутом научно-техническом уровне; это - воспроизводство знаний
как общих, так и специальных, которые сегодня хранятся, как правило на
бумажных носителях; это - воспроизводство техники научных исследова-
ний; это - воспроизводство транспортных средств, складов и т.д. Это, в
том числе, - воспроизводство энергии, без которой само воспроизводство
невозможно.
Человечество за время своего существования создало во всех облас-
тях своей трудовой деятельности огромные объемы информации, а следова-
тельно и гигантские стоимости. Десятки поколений людей трудились над
созданием этого общечеловеческого богатства, а это, естественно, озна-
чает огромные стоимостные затраты, которые сохраняются и продолжают
расти в соответствии с законом сохранения стоимости.
С учетом все ускоряющегося прогресса, научно-технической револю-
ции, породившей информационный взрыв, возможность воспроизводства всей
созданной информации кажется весьма проблематичной.
Действительно, если бы общественно необходимое время для произ-
водства информации и общественно необходимое время для ее воспроиз-
водства, т.е. стоимость информации и стоимость воспроизводства инфор-
мации были бы равны, то процесс развития человеческого общества, на-
верное бы уже остановился, ибо все человечество было бы занято простым
воспроизводством, а для создания новых научных и технических знаний
просто бы не хватило общественных трудовых ресурсов.
Но дело все в том, что общественно необходимые затраты времени на
воспроизводство продуктов труда не только не эквивалентны стоимости
создания этих продуктов труда, не только, как правило, составляют ве-
личину меньшую на несколько порядков, но и имеют специфические черты,
которые и определяют возможности экономического развития общества.
И это не противоречит требованиям закона сохранения стоимости. И,
если потребитель получает ту самую информацию, которая была первона-
чально создана, - он получает ту же самую стоимость, ибо на ее созда-
ние общество затратило именно это общественно необходимое время. Это и
есть потребительская стоимость, о которой говорил А.Смит, или, как мы
ее называли абсолютная стоимость.
Но общественная стоимость воспроизводства информации, как прави-
ло, значительно меньше, чем абсолютная стоимость, т.е. в процессе
воспроизводства в соответствии с законом стоимости, наряду с сохране-
нием абсолютной стоимости, возникает новый вид стоимости, - стоимость
воспроизводства , которую мы будем называть относительной стоимостью.
Ведь воспроизводство - это с информационной точки зрения тиражирова-
ние, размножение уже созданной информации, а новая относительная стои-
мость - это стоимость этого тиражирования, или размножения.
В основе сокращения временных затрат общества при воспроизводстве
информации лежит ее замечательное свойство независимости от времени, в
результате которого возникает возможность сжатия информации при ее ис-
пользовании для трансформации вторичной информации в первичную, что и
происходит при тиражировании информации. Это свойство мы уже ранее
назвали компрессией. Именно компрессия информации позволяет нам при
воспроизводстве продуктов труда резко сократить общественно необходи-
мые временные затраты, а значит и относительную стоимость по сравнению
с абсолютной.
Для того, чтобы понять как формируется относительная стоимость,
вернемся к модели технологического цикла труда, как основному состав-
ляющему элементу воспроизводства любого продукта труда. (Рис N 4-1).
ЪДДДДДДДДДДДДДДДї
іПредмет труда і
ГДДДДДДДДДДДДДДДґ
і С 1 і
АДДДДДДВДДДДДДДДЩ
і
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДї ЪДДДДДДДБДДДДДДї ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
і Внешний источникГДДДДґ Орудие труда ГДДДґ Человек
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|