Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Приватизацияпредприятий отраслей оборонной промышленности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 

- 1 -

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учи-

тывали особенностей предприятий отраслей оборонной промышленности

(ООП). В то же время они составляют значительную долю научного, про-

мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходит-

ся также большой удельный вес производства наукоемкой, технически

сложной гражданской продукции и непродовольственных товаров народного

потребления. В 1994 г. оборонный комплекс произвел 80% общего объема

выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий

ООП преследовала цель не только сохранения, но и дальнейшего совер-

шенствования их научно-технического и кадрового потенциала. Основные

задачи приватизации в этой сфере включали:

- минимизацию затрат на производство и разработку вооружения (В)

и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и обеспе-

чения на этой основе обороноспособности России;

- создание оптимальной структуры производства в ООП, соответству-

ющей рыночным условиям;

- максимально эффективное использование кадрового, научнотехни-

ческого и производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей

стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Приватизацию предприятий ООП предполагалось осуществлять исходя

из следующих принципов:

- согласования интересов РФ, национально-государственных и адми-

нистративно-территориальных образований в рамках РФ;

-разграничения полномочий и функций при проведении приватизации

между органами государственной власти и управления;

- приоритета трудовых коллективов при приватизации предприятий

ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого науч-

но-технического и производственного потенциала предприятий оборонного

комплекса;

- оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разго-

сударствлению и приватизации (создание специальных фондов поддержки

предприятий, предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам

и т.д.).

 

 

- 2 -

 

На процесс приватизации предприятий ООП оказал влияние комплекс

факторов. Во-первых, это действовавшая система управления оборонными

предприятиями, основанная на жесткой централизации административных

функций, существенно ограничивавшей их производственнохозяйственную

самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудня-

ло выкуп имущества трудовыми коллективами; неравномерность размещения

научно-технического и производственного потенциала оборонной промыш-

ленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся

в структуре выпускаемой предприятиями продукции (В и ВТ, продукция

двойного назначения, общегражданская продукия, непродовольственные то-

вары народного потребления). В-третьих, наличие мобилизационных мощ-

ностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствле-

ния и приватизации. В-четвертых, конверсия военного производства (из-

менение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприя-

тий, расширение возможностей приватизации).

Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие

законодательно-правовые документы, определяющие развитие ООП (законы

об оборонном заказе, включая разработку программ вооружения, сохране-

ния и развития мобилизационных мощностей, о статусе оборонного предп-

риятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совмест-

ном производстве В и ВТ), что затрудняло подготовку концепции и прог-

рамм приватизации предприятий комплекса.

 

ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Начало разгосударствления собственности и приватизации в оборон-

ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтерна-

тивные формы собственности в рамках многоукладной социалистической

экономки, а приватизация и разгосударствление собственности не были

узаконены и осуществлялись в соответствии с отдельными решениями на

уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасш-

табная программа приватизации, происходило наращивание критической

массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой

структурной перестройки экономики ООП, в это время быстрыми темпами

формируются холдинговые и акционернопромышленные компании (АПК), фи-

нансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и науч-

но-производственные центры.

 

 

- 3 -

 

Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наб-

людалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализа-

ции государственных предприятий с одновременным их преобразованием в

акционерные общества открытого типа" (ь721 от 1 июля 1992 г.).

Стихийная приватизация, происходившая в ряде отраслей народного

хозяйства, не должно была распространяться на ООП, так как могла при-

вести к их полному развалу. Однако только 19 августа 1993 г. был под-

писан Указ президента РФ ь 1267 "Об особенностях приватизации и допол-

нительных мерах государственного регулирования деятельности предприя-

тий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было при-

нято постановление правительства РФ ь 1285 "О предприятиях и организа-

циях оборонных отраслей промышленности, не подлежащих приватизации в

1993-1994 годах, а также преобразуемых в акционерные общества", кото-

рые позволили перевести процесс приватизации в оборонном комплексе в

цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось:

- отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных

процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;

- составление перечня предприятий, находящихся в федеральной

собственности и не подлежащих приватизации, по обязательствам которых

отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и обо-

ронных НИКОР, гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение госу-

дарственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.);

- установление порядка управления государственными пакетами акций

оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям;

- закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в пе-

речни предприятий: а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.; б)

подлежащих приватизации на основе специально разработанных для них

концепций; в) преобразуемых в акционерные общества с сохранением конт-

рольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г) пре-

образуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции" сро-

ком действия 3 года за государством; д) приватизируемых без ограниче-

ний.

Темпы приватизации, особенно на начальной стадии, постоянно воз-

растали. Если в 1991-1992 гг. было приватизировано около

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»