←предыдущая следующая→
1 2 3 4
План
I. Начало большого пути.
-Н.И.Рыжков- лидер ускорения развала экономики Страны Со-
ветов
-Н.И.Рыжков у руля экономической политики
-Эпицентр правительственной программы, предложенной в
1989 году первому Съезду народных депутатов СССР.
-1989 год. Программа деятельности правительства, избран-
ного новым парламентом.
-Новый экспромт- рынок.
-Доклад А. Аганбегяна. Разделение на группы альтернатив-
ных экономических проектов.
1> варианты внерыночного развития
2> варианты "рыночного экстремизма"
3> варианты регулируемой рыночной экономики
-Рынок как экономическая категория
-Рынок как регулятор производства
-Спорность классификации вариантов по группам
-Необходимость постепенного перехода к рынку
II. Радикальная экономическая реформа. Причины ее краха
как причины сегодняшнего кризиса экономики.
-Роль радикальной экономической реформы в экономическом
кризисе
-Конец 1991 года. Страна в катастрофической ситуации
-Положительные сдвиги в ходе экономической реформы
-Серьезная неудача в осуществлении экономической реформы
-Один из вопросов- вопрос об управлении самим процессом
осуществления экономической реформы
-Нарушение принципа достаточности полномочий
-Многочисленные вмешательства в процесс подготовки и реа-
лизации экономической реформы
-Другие не мене важные причины
-Опыт прошедших лет проведения экономической реформы.
-Выводы
В период "царствования" Ю. Андропова, К. Черненко и пер-
вого пятилетия руководства М. Горбачева экономикой фактически
ведал Н. Рыжков, который после смерти Брежнева был избран сек-
ретарем ЦК КПСС и возглавил там Экономический отдел. По су-
ществу, он стал у руля экономики, когда застой достиг своего
апогея, и находился там до того момента, когда полный развал
экономики был уже делом техники и времени. Поэтому Николая
Ивановича Рыжкова можно по праву назвать лидером ускорения
развала экономики Страны Советов.
Авторы таких разорительных экспромтов, как ускорение и
радикальная экономическая реформа, стараясь делать хорошее вы-
ражение лица при плохой игре, утверждают, что не надо панико-
вать, все идет как задумано: к рынку мы готовились давно и
фундаментально. В одном из интервью Николай Иванович Рыжков,
отвечая на поставленный самим перед собой вопрос: "Толкали ме-
ня к рынку или я шел к нему сам?"- сообщает о том, что "анали-
тическая подготовка началась в 1983 году", то есть с момента
пояывления Рыжкова у руля экономической политики. И далее он
рассказывает:
-- В 1983 году, когда я работал секретарем ЦК КПСС, мы
создали специальную аналитическую группу, пропускали через се-
бя массу информации, искали, думали: как модернизировать эко-
номику государства? Поэтому не случайно в марте 1985-го Горба-
чев избирается Генеральным секретарем ЦК КПСС, а уже в апреле
он выходит на общественность с крупными и принципиальными
предложениями в экономической области. То были плоды коллек-
тивных изысканий...
Очень интересно знать, куда же подевлись те плоды? Две-
надцатая пятилетка оказалась бесплодной и, кстати говоря, зна-
чительно превзойдя все предыдущие по расточительству ради ду-
тых темпов ускорения, с треском провалилась на полпути. И тог-
да на горизонте появился еще более расточительный экспромт-
радикальная экономическая реформа, проведение которой началось
с 1988 года по решению июньского (1987 года) Пленума ЦК КПСС.
Это был именно экспромт, так как не имея точно выверенных ме-
тодов и планов действий, все бралось наскоком, без достаточно
глубокого просчета и обоснования.
Эпицентром правительственной программы, предложенной в
1989 году первому Съезду народных депутатов СССР, как раз и
было осуществление радикальной экономической реформы. В свете
постановления указанного Пленума был принят пакет постановле-
ний партии и правительства "О коренной перестройке управления
экономикой" (Политиздат, 1987 год); в их числе "О перестройке
планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях
хозяйствования", "О перестройке материально- технического
обеспечения и деятельности Госснаба СССР в новых условиях",
"Об основных направлениях перестройки системы ценообразования
в условиях нового хозяйственного механизма" и далее о перест-
ройке Госкомитета по науке, Госкомитета по труду, Госкомстата-
всего 12 постановлений. Изучение этих документов показывает,
что в них речь идет лишь о косметике плановой системы управле-
ния народным хозяйством, повышении роли Госплана СССР в новых
условиях хозяйствования. Термин "фундаментальная" подготовка к
рынку фигурирует лишь в смысле необходимости его насыщения то-
варами.
Эта "радикальная" реформа была самой бесплодной из всех
предыдущих. В ней не только не решены, но даже не поставлены
по- научному вопросы о непригодности измерителей экономическо-
го роста и принципа определения фонда зарплаты по объему то-
варной продукции. Это повлекло за собой и дало возможность
сохранить в инструкциях и методиках, принятых в свете данных
постановлений, все в прежнем виде.
В 1989 году эта очередное бесплодная программа стала тео-
ретической базой для программы деятельности правительства, из-
бранного новым парламентом. Его ближайщей целью была стбилиза-
ция экономики в 1990 году. Прирост товаров народного потребле-
ния был намечен огромный- на 60 миллиардов рублей. Особенно
большие надежды возлагались на сокращение военных расходов и
конверсию оборонных отраслей промышленности. Работа по стаби-
лизации экономики велась правительством очень активно, но
несмотря на это она все равно была обречена на неудачу, так
как к прежним абсурдам и экспромтам добавлялись новые. Среди
них особо следует выделить введение прогрессивного налога на
прирост фонда оплаты с четвертого квартала 1989 года в соот-
ветствии с постановлением Верховного Совета СССР, принятым в
августе того же года. Оно повлекло за собой просто катастрофи-
ческие последствия- рост производства для коллективов стал
просто разорительным.
К маю 1990 года становится все более очевидным, что прог-
рамма стабилизации экономики просто "горит". Темпы произ-
водства товаров народного потребления в 5 раз, а продовольст-
венных- в 10 раз ниже намеченных. Именно в этих условиях на
горизонте замаячил новый экспромт- рынок. Этот экономический
шаг, на мой взгляд, также является экспромтом по причинам,
приведенным выше, думается, что он привлек внимание руко-
водства страны как возможность самосохранения, так как доверие
людей было уже на исходе. В 1985 году обещали за два-три года
сделать перелом в экономике в лучшую сторону. Но перемены, и
довольно серьезные, произошли в обратном направлении. Тогда
начали объяснять, что экономический кризис чрезмерно глубоко
поразил все части
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|