Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Экономика России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

На пути реформирования отношений собственности в России возник кризис ,который начал затормаживать проведение ре­форм.Россия унаследовала крайне неравновесную экономику,в которой уровень открытой инфляции превышал 300 % в год,подавленная инфля­ция привела к концу 1991 года к тотальной нехватке важнейших то­варов,дефицит бюджета составлял в 1991 году свыше 30% ВВП,госу­дарство накопило огромный внешний долг ,с обслуживанием которого не могло справиться,даже конфисковав все валютные сбережения в стране.

Начало российских реформ оказалось достаточно успешным:было либерализовано большинство цен;упразднена система централизован­ного распределения ресурсов;в 1 квартале 1992 г.бюджетный дефицит был сведен почти к нулю;существенно девальвирован официальный курс рубля,а с июня 1992 года был введен единый курс по текущим операциям;рост денежного предложения ограничивался 12-13% в фев­рале - марте 1992 г.Все это позволило снизить инфляцию к июню 1992 г.до менее чем 10% в месяц.Однако предпринятые усилия не бы­ли комплексными и не привели в действие важные экономические ме­ханизмы.

Недостаточно сильные позиции реформаторов в российском пра­вительстве и отсутствие у них реального контроля над Центральным банком привели к тому,что в ответ на глубокий промышленный спад ,вызванный не столько воздействием денежной,сколько изменением структуры экономики в силу её демилитаризации и разрыва связей с бывшими советскими республиками,на нарастание объема неплатежей и усиливающееся давление директоров промышленных предприятий прави­тельство и ЦРБ отказались от проведения жесткой денежной политики и предприняли попытку эмиссионной поддержки производства.В ию­ле-ноябре 1992 г.среднемесячный рост денежного предложения пре­высил 27% предприятиям были выделены массированные кредиты для проведения взаимозачета и пополнения оборотных средств,бюджет по­лучил кредиты для финансирования своих расходов.В результате инф­ляция очень быстро превысила 25% в месяц.Попытка стабилизации окончательно провалилась.

Создание субъектов рыночных отношений в России проходило медленно,во-первых государственные предприятия не желали уступать

своих позиций и тормозили проведение реформ;во-вторых  осложнился

кризис нехватки  частных  капиталов  и  государственных кредитных

источников для  поддержки;в-третьих  неразработанностью  правовой

базы.Часто мелкие предприятия оставались не только одни со своими

проблемами ,но и испытывали  тяжесть  государственного  рэкета  и

криминальных структур.

Весной 1993 года новым правительством была сделана следую­щая попытка достичь стабилизации.Её задачей было снижении инфля­ции до уровня не менее 10% в месяц.Последовательная реализация принесла свои результаты:инфляция снизилась со среднемесячного уровня 25% в 1 квартале до 20% во 2-3 и до 14% в 4 квартале,а в декабре 1993 г. составила 12%.Была попытка достижения макроэконо­мической стабилизации с уровнем инфляции менее 7% к концу 1994 г.Реализация плана 1994 года началась весьма успешно:инфляция устойчиво снижалась до уровня 5% в июле-августе,возросла склон­ность населения к сбережениям и замедлилась скорость обращения денег,стабилизировались объемы производства.Но уже летом практика показала несостоятельность умеренного подхода к достижению макро­экономической стабилизации:было принято решение о "сверхплановом" кредите ЦБР на финансирование дефицита бюджета и интенсивном его использовании в июле-августе.Это решение предопределило рост де­нежного предложения на 50% в течении 3 квартала 1994 года,что с учетом сезонного спроса на валюту переросло в "чёрный вторник" и повлияло на новое повышение уровня инфляции до 16-17% в месяц.

В 1995 году российское правительство решилось на прекраще­ние финансирования дефицита бюджета.Социальная сфера страны оста­ется недофинансированой.Начали задерживаться выплаты зарпла­ты,пенсий и пособий.Нехватка денежных средств привела к кризису неплатежей. Большая масса предприятий была приведена к состоянию банкротства.Решительные шаги правительства не были поддержаны адекватными действиями ЦБР в области денежной и курсовой политики.

ЦБР за счет наращивания своих валютных резервов,избрал путь высо­ких темпов денежного предложения,что способствовало росту денеж­ных предложения около 15% в месяц,инфляция не смогла опуститься ниже 3.5%.

На пути перехода к рыночной экономике появилась проблема появления псевдорыночных организаций.Когда приватизированые предприятия переходили к административно-бюрократическим структу­рам,и это превращало их в государственные монополии,контролирую­щие огромную собственность.При этом тормозилось формирование слоя реальных собственников.По мнению специалистов разгосударствление собственности в России надо было проводить,учитывая российскую традицию государственного производства,постепенную коммерциализа­цию деятельности предприятий.В этом случае госпредприятия начина­ют функционировать наравне с другими рыночными субьектами,пол­ностью отвечая за свои действия.Практика показала что крупные производственные объединения,в процессе приватизации распадались на множество мелких нежизнеспособных предприятий.Постепенно они стали искать пути к объединению.

Предпринятая попытка стабилизации экономики и отказ от фи­нансирования дефицита бюджета за счет кредитов ЦБР,привели к тому что правительство оказалось неспособным решать задачи повышения собираемости налогов,которые составляли около 11% ВВП в течении всего 1995 года.Снижение дефицита бюджета было достигнуто сниже­нием расходов,посредством обесценения бюджетного финансирования и роста задолженности федерального бюджета.Из-за низкого поступле­ния налогов федеральный бюджет не досчитался за год более 43 трлн.рублей (15% величины ожидаемых расходов за год).А вследствие общего недополучения доходов,расходы федерального бюджета ограни­чены 19% ВВП в отличие от 26% запланированных бюджетом.Это значит что бюджетные расходы в 1995 году не 75% запланированного уров­ня.Если к этому добавить сокращение бюджетного дефицита в 1995 году по сравнению с 1994 г. на 5% ВВП,то видно что финансирование бюджетной сферы России испытало в прошедшем году беспрецендентное сжатие.В ходе исполнения бюджета урезаются те программы , которые государство обязано финансировать , так как они связаны с поддер­жанием социальной сферы.Правительство до сих пор не осуществило системные реформы в бюджетной политике.Их отсутствие ведет страну к угрозе массовых разрушений государственных институтов,в первую очередь социальных.

Правительство стало в безвыходное положение,недостаток де­нежных средств стал основной проблемой на пути реформирования.Са­мый простой путь взять деньги у Центрального Банка.Так как зде­лать это в форме кредита уже невозможно,значит надо продать Цент­ральному банку то что имеет цену.Золото , драгоценные металы и драгоценные камни дороги и неликвидны,значит быстро продать их нельзя.Тогда можно занять внутри страны или за ее пределами.Сна­чало правительство хотело распределить поровну обьем заимствова­ний но по ряду причин большой обьем займов пришлось распределять на внутреннем рынке.Государственные ценные бумаги появились в России в середине 1993 года,и начал свой неуклонный рост рынок ГКО в 1995 г.с 2.1% lj 4.7% ВВП.Однако высокий уровень доходности по ГКО несет за собой вытягивание финансовых ресурсов из других областей экономики.Комерческие банки не вкладывают деньги в раз­витие экономики,отдавая предпочтение рынку ГКО.

Российская экономика еще не сумела преодолеть кризисное состояние.Общий спад уровня производства в 1995 году по сравнению 1991 г.составил 51%:

Легкая промышленность - 83%

Пищевая - 56%

Машиностроение  -  59%

Лесная и обрабатывающая промышленность - 59%

Промышленность стройматериалов - 58%

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»