Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Экономическаянаука до Адама Смита

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

Санкт-Петербургский

Международный

Институт Менеджмента

(ИМИСП)

 

Реферат по курсу “История экономических учений”

Тема: “Экономическая наука до Адама Смита”

Выполнил студент III курса: Шепелев И.В.

Проверил:

Санкт-Петербург

1998


Содержание

toc \o "1-3" Экономическая наука до Адама Смита........................................................................ 3

Меркантилизм................................................................................................................................ 3

Доктрина торгового баланса..................................................................................................... 3

Механизм золотоденежных потоков........................................................................................ 4

Защита меркантилизма................................................................................................................ 6

Предтечи Кейнса?.......................................................................................................................... 8

Рациональные элементы теории меркантилизма................................................................. 9

Список используемой литературы:............................................................................... 12


Экономическая наука до Адама Смита

Меркантилизм

Термин “меркантилизм” впервые обрел свое значение в трудах Адама Смита. Он отмечал: “Различные пути развития благосостояния в различные времена и у разных народов дали повод для развития двух различных, с точки зрения приобретения людьми богатства, ветвей политической экономии: “торговой системы”, или “системы меркантилизма”, и “сельскохозяйственной системы”. Эти две системы не исходили из одних и тех же оснований. Кенэ и группа его последователей, кого потомки договорились именовать физиократами (“экономисты” – таково было их самоназвание), выступали единым фронтом и представляли собою отдельную школу экономической мысли. Но английские памфлетисты XVII и XVIII вв. Представляли себе достаточно ясно, какое из определенных течений мысли они развевали; менее всего это относилось к той традиции, которую Адам Смит критиковал под названием “меркантилизм”. Они не согласовывали между собою ни принципы, ни общий аналитический инструментарий. Тем не менее на протяжении трех столетий несогласованных интеллектуальных усилий, полных противоречивости и отражающих многообразные обстоятельства реальной жизни, определенные связующие доктринальные нити проявлялись вновь и вновь. Позже “меркантилизм” в значении определенной фазы истории экономической политики был назван “громоздким чемоданом”, “отвлекающим маневром историографии” и “гигантским теоретическим пузырем”. Но это слово вполне применимо в качестве  термина, описывающего центральную тенденцию экономической мысли конца XVII середины XVIII вв.

Доктрина торгового баланса

Ведущие принципы научного мировоззрения меркантилистов хорошо известны: золото и сокровища любого рода как выражения сути богатства; регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; протекциониские тарифы импортируемые промышленные товары; поощрение экспорта, особенно готовой продукции; рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы. Безусловно, сердце меркантилизма – доктрина активного торгового баланса, как непременного условия национального благосостояния. Немедленно возникает вопрос о том, как вообще можно было прийти к подобной убежденности. Адам Смит дал первый и наиболее простой ответ: меркантилизм есть не что иное, как сплетение протекционистских заблуждений, навязанных продажному парламенту “нашими торговцами и промышленниками”, и основано оно на “простейшем представлении, будто богатство состоит в обладании деньгами”. Как и инвалид, государство должно тратить меньше, чем получает, если намерено увеличить свое богатство. Какую материальную форму принимает этот излишек сверх потребленного? Меркантилисты отождествляли его с приобретением твердых денег или сокровищ. Ошибочно ставился знак равенства между деньгами и капиталом, а также активным сальдо торгового баланса и ежегодным превышением дохода над потреблением. Таким было существо смитианской критики меркантилизма.

Со времен Адама Смита комментаторы никогда не переставали обсуждать вопрос на самом ли деле меркантилисты отождествляли деньги и капитал, или, используя архаичную терминологию, звонкую монету и богатство? Принимая во внимание поразительную небрежность, с которой авторы того времени употребляли такую привычную, обиходную лексику, едва ли удивительно, что в литературе допускается более чем одно толкование этого вопроса. “Один из лучших английских авторов в области торговли”, – как признает Адам Смит, цитируя Томаса Мана и Джона Локка, – начинали с замечания, что богатство страны состоит не только в ее запасах золота и серебра, а еще в земле, строениях и всякого рода потребительских благах; однако в ходе их рассуждений земля, и строения и потребительские блага, похоже, выпадают у них из памяти, и их доводы частенько сводят к золоту и серебру”. Оценивая величину имущества в Англии конца XVII в., Уильям Петти заключает, что общее количество денег составляло менее 3% совокупной собственности. В своем “Трактате о налогах и сборах” (1662) неограниченному накоплению драгоценных металлов он противопоставил тезис, который называли доктриной потребностей торговли по отношению к количеству денег: “Для того, чтобы нация могла осуществлять торговые операции, необходимо наличие определенной меры и подобающей пропорции, превышение или недостижение которой приносит одинаковый урон”. Тем не менее это не помешало более поздним авторам ставить знак равенства между количеством денег и национальным богатством или призывать к перманентному поддержанию активного торгового баланса.

Можно процитировать умеренных меркантилистов, не отождествлявших деньги и капитал и вслед за Аристотелем подчеркивавших чисто условную природу денег, но также справедливо и то, что почти все меркантилисты питали иллюзию о том, что деньги есть в некотором роде “важнейшее средство”. Деньги – это “жизнь коммерции”, “насущный дух торговли”, или, словами Бэкона, “как навоз – плохи лишь, пока лежат без дела”. Такого рода одушевленная образность была резюмирована в доктрине XVIII в. о том что, “деньги стимулируют торговлю”, но она была в ходу столетиями прежде без какого-либо явного теоретического обоснования. В конце концов обсуждать этот вопрос бесцельно, ибо отсутствие устоявшейся терминологии в литературе того времени делает почти невозможным проведения различия между аксиоматической идентификацией денег и богатства и более общим предположением, что увеличение одного всегда приводит к увеличению другого.

Механизм золотоденежных потоков

Если меркантилизм в своих наиболее разработанных версиях не смешивал денег и капитала, откуда тогда всеобщая озабоченность того времени активным торговым балансом? Какие блага сулил стране превышение экспорта над импортом? Опять же, отсутствие общепринятой терминологии и протоаналитический характер научных трудов делают затруднительным определение того, что подразумевал автор, говоря о желательности превышения экспорта над импортом. Имеется ли в виду нечто не менее нелепое, чем утверждение, будто активное сальдо торгового баланса есть единственный источник богатства нации, или что оно – единственная выгода, получаемая страной от внешней торговли,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»