Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика /

Экономическаятеория

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"

подготовили : Карпенко В. студент гр.931

Костин Е. студент гр. 932

Симич Л. студент гр. 932

Чижик С. студент гр. 932

руководитель : Савкин В.П. доцент кафедры

"Экономической теории"

1996

Днепропетровск

ДИИТ

------------------------------------------------------------------------

ПРЕДМЕТ.

МЕТОД И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД

ПЛАН.

1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.

2. Предмет экономической теории.

3. Система экономических отношений. Экономическая структура общес-

тва.

4. Методы познания социально - экономических процессов.

5. Функции экономической теории.

6. Экономические знания - элемент культуры индивида и общества.

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в нес-

колько этапов:

- научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др);

- этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами

внешней торговли);

- этап физиократии (богатство общества определяется уровнем разви-

тия такой отрасли, как сельское хозяйство);

- классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо,

Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко).

Они утверждали, что основой богатства общества является труд и с

научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, при-

быль, заработная плата и др;

- этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия).

Они утверждали, что классовое общество - это вечное общество и

частная собственность - это вечная собственность;

- марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс,

Энгельс, Ленин).

Содержание марксизма сводилось к тому, чтобы показать историю

возникновения и развития капиталистического способа производства, а

так же место и роль пролетариата в этом обществе;

- Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:

a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в

свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть уми-

рающий капитализм;

б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк).

Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Цен-

ность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и

той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;

в) кембриджская (Альберт Маршалл).

Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить

теории издержек производства, спроса и предложения, производительнос-

ти и воздержания с теорией предельной полезности и предельной произво-

дительности;

г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс).

Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;

д) школа экономического роста (Ростоу).

Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического

роста от единого индустриального до пост индустриального общества.

2. Существует несколько различных определений предмета экономичес-

кой теории.

Марксистское определение.

Экономическая теория изучает экономические отношения производства,

распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития об-

щества.

Самуэльсон.

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выби-

рают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь

многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные то-

вары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных

индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.

Во-первых экономика - это исследование поведения человека в про-

цессе производства, распределения и потребления материальных благ и

услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограничен-

ных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения

максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

3. Система экономических отношений - это есть отношения между

людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределе-

ния и потребления между классами и социальными группами, между страна-

ми, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и

крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических

отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений соответствовать состоянию произ-

водства, чтобы обеспечивать его развитие и эффективное функционирова-

ние.

Материальное производство является материальной основой экономи-

ческих отношений.

Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и

изменяет его

Средства производства - это то, что человек помещает между собой и

предметом труда, и чем воздействует на предмет

труда.

Главным фактором производства является работник.

Средства производства и работники, приводящие их в движение обра-

зуют производительные силы общества.

Производительные силы и экономические отношения образуют способ

производства.

По Марксу способ производства прошел 5 исторических этапов в своем

развитии. Зарубежные экономисты периодизацию в развитии человеческого

общества строят на основе теории стадий экономического роста (Ростоу).

Он выделяет 5 стадий экономического роста:

- традиционное общество;

- переходное общество (стадия подготовки условий для сдвига);

- стадия сдвига и перехода к индустриальному обществу;

- послеиндустриальное общество;

- стадия массового потребления.

4. Методы экономической науки разнообразны:

- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений

о предметах исследования от частного, случайного кратковременного,

единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

- движение от абстрактного к конкретному;

- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положе-

ния и принципы;

- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений осно-

вываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

- единство исторического и логического, т.е. экономические процес-

сы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения

и в логической взаимосвязи;

- экономико-математическое моделирование, создание математических

моделей той или иной экономической теории.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»