←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
существу, ничем не отличается от связи “организм-среда”. Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптация, уравновешивания и т.д. Наиболее широко в американской психологии распространено представление о личности как устойчивых формах поведения и способах мышления, которые определяют приспособление индивида к среде. Правда, утверждается, что взаимодействие социальной среды более сложны (чем физической), так же как и более сложны ответы индивида. Однако уровень сложности не меняет сути дела. При таком подходе специфика социальной жизни индивида смазывается, социальные детерминанты сводятся к стимулам, вызывающим те или иные реакции индивида, проблема его общественной активности снимается.
Более того, этот подход утверждает вечное противопоставление ( а в своих крайних выражениях - антогонизм) индивида и общества.
Аналогичным образом рассматривается также классический объект социальной психологии- так называемая малая группа.
Таким образом, в исследованиях и социального поведения индивида, и малой группы просматривается схема “организм-среда”. По существу мало что изменяется, если слово “организм” замещается словом “личность” или “группа”, а к слову “среда” прибавляется определение “социальная”. При этом нужно отметить, что “социальная среда” часто отождествляется с “культурой”.
Хотя во многих западных социально-психологических исследованиях описаны интересные тонкие наблюдения и разработан ряд достаточно строгих методов, теоретические концепции, базирующиеся на схеме “организм-среда”, не раскрывают действительных объективных оснований изучаемых феноменов.
Натуралистический, по существу позитивистский, подход к личности и группе находит свое выражение в концепциях общества как стохастического результата поведений ( или интеракций) индивидов; оно рассматривается как некоторая комбинация индивидов и малых групп, возникающая в результате прихотливого сочетания психологических “факторов” и “единиц”; т.е. по существу, отрицаются объективные законы развития общества. Социальное выводится здесь из психологического: особенности общества выводятся из особенностей малых групп, а особенности групп- из особенностей индивидов. Направление анализа, опирающегося на натуралистический подход: от индивида- к малой группе, а от нее- к обществу. Все то, что естественным образом присуще индивиду, определяет свойства малой группы, а последняя- свойства общества в целом.
Между тем последовательно научный, материалистический анализ требует движения в прямо противоположном направлении: от объективных законов развития общества- к раскрытию социально- психологических характеристик групп, социального поведения индивидов и свойств личности.
Изучение личности ( в том числе и психологическое) требует понимание того, что такое общество. То, на какое понимание общества опирается психология, и определяет ее подход к анализу личности.
Если она рассматривает общество как простую сумму индивидов, как стохастический результат их интеракций, то ей ничего другого не остается , кроме того, чтобы искать основания свойств личности и социально-психологических явлений в вечной и неизменной натуре человека.
Если же она исходит из последовательно материалистического понимания общества, опирается на знание объективных законов его исторического развития, то тем самым она становится на принципиально иной путь анализа и объяснения процессов формирования и развития личности ( и группы).
Анализируя анатомию общества, Маркс дал краткую, но весьма емкую и содержательную его характеристику: “ Что такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы ? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи , сословий или классов,- словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества... Люди, производящие общественные отношения соответственно своему материальному производству, создают также и идеи и категории, т.е. отвлеченное идеальное выражение этих самых общественных отношений”.
На основе марксистского понимания общества понятия “социальная среда”, “социальные стимулы”, ”социальные влияния” и т.п. раскрываются, определяются и предстают как сложнейшая система общественных отношений: экономических, гражданских, политических, правовых, этических и т.д.
Вся эта сложнейшая система общественных отношений как базисных , так и надстроечных, развивающаяся по объективным законам, детерминирует формирование тех или иных групп и социальное поведение индивидов- членов общества.
В своем стремлении получить как можно более точные и контролируемые данные психологи нередко стараются исследовать социально-психологические характеристики малой группы в искусственных условиях лабораторного (или построенного по типу лабораторного) эксперимента. Конечно, в такой искусственно созданной группе можно наблюдать некоторые социально-психологические феномены. Но при этом нельзя забывать, что каждый ее участник является членом реальных групп, в которые он включен не искусственным, а необходимым, обусловленным его жизнью, образом. Сложившиеся в его действительной жизни психологические свойства так или иначе проявляются и в его поведении в той группе, которая создается искусственно с целью исследования.
Представляется, что социальная психология только тогда может рассчитывать на серьезные- и теоретические и практически значимые- результаты, когда она разрабатывает строгие методы изучения реальных формирующихся в обществе групп ( и малых и больших). Эта задача, конечно, чрезвычайно трудная. Ее решение потребует немалых усилий и изобретательности. Но именно на этом пути лежит магистральная линия развития социальной психологии.
Обращаясь к анализу реальных групп, социальная психология неизбежно должна опираться на четкое понимание той системы общественных отношений, которые сложились в данном обществе на данной ступени его исторического развития.
В условиях частной собственности формируются малые группы одного типа, в условиях общественной собственности- другие.
Различные реальные группы, возникающие в обществе, могут формироваться на основе различных общественных отношений: не только экономических, но также политических, этических, эстетических и др.
Сказанное в не меньшей степени относится и к изучению личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные ее свойства, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее “движение” в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются прежде всего в том, в какие общности в силу объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид. В конечном счете его личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от его принадлежности к определенному классу, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье определенного ( исторически сложившегося) типа, от образования( если он его получает) в школе ( и в средней и высшей), определенного типа, членства в общественной или политической организации и т.д.
Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, его образ жизни.
Понятие “образ жизни” является для социальной психологии ( и связанных с нею дисциплин) ключевым. Чтобы понять закономерности формирования и развития личности и ее психологии
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|