Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Административное закондательство /

Правонарушения и юридическая ответственность

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

существовать, но это об­стоятельство не означает того, что в конкретное деяние челове­ка или организации нужно включать нечто чуждое, не присущее ему, стоящее над ним. Иначе нарушается один из основных принципов научного познания, требующий рассматривать предметы, явления такими, какими они существуют реально, без приписывания не присущих им качеств и элементов.

3. Виды правонарушений

В теории права правонарушения делятся на два вида – пре­ступления и проступки. В основе классификации лежит пред­ставление законодателя о степени общественной опасности дея­ния для общества, государства и личности.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением в Российской Федера­ции признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказа­ния. Таким образом, степень общественной опасности противо­правных деяний определяет законодатель с учетом состояния преступности, политического режима, научных достижений в области уголовного права и других отраслей права, идеологиче­ских представлений о преступности и способах борьбы с ней, а также других социальных, политических и юридических обстоя­тельств.

Как особый вид правонарушений преступления характери­зуются следующими признаками:

1)      Общественная опасность преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные обще­ственные ценности, какими являются жизнь, здоровье и свобода личности, конституционные права и свободы человека и граж­данина, собственность и экономические основы общества и го­сударства, государственная власть, правосудие, порядок госу­дарственного управления и воинская служба. Значительная часть преступлений причиняет также существенный вред живот­ному и растительному миру, природным ресурсам.

2)      По степени общественной опасности все преступления классифицируются на четыре вида: небольшой тяжести, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие. К преступлениям небольшой тяжести относятся деяния, наказание за которые не превышает двух лет лишения свободы. Наказание за преступление средней тяжести не превышает пяти лет лишения свободы, а тяжкого преступления – десяти. УК РФ относит к категории особо тяж­ких преступлений деяния, за которые предусматривается нака­зание на срок свыше десяти лет, смертную казнь или пожизнен­ное лишение свободы.

3)      Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, политические партии, коммерческие и некоммерче­ские организации не привлекаются к уголовной ответственно­сти. За их противоправные деяния ответственность, в том числе и уголовную, несут виновные лица, по инициативе под руково­дством и при непосредственном участии которых были осуще­ствлены подобные деяния.

4)      Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступ­лением, содержится только в одном федеральном законе – Уго­ловном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.

Составы проступков закрепляются в гражданском, админи­стративном, финансовом, трудовом, земельном, экологическом праве и других отраслях права. Проступки подразделяется на три вида – административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отноше­ний, нарушаемые соответствующими проступками, а также спо­собы применения за них санкций. Так, административные про­ступки, которыми причиняется значительный ущерб гражданам, иным лицам, являются одновременно и гражданскими деликтами. При этом споры, связанные с его возмещением, рассматри­ваются в порядке гражданского судопроизводства, тогда как ответственность за совершение административных проступков применяется в административном порядке.

Административный проступок – это противоправное ви­новное деяние, посягающее на государственный или обществен­ный порядок, собственность, права и свободы граждан, уста­новленный порядок управления, за которое действующее зако­нодательство предусматривает административную ответствен­ность. Примерами административных проступков являются на­рушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, ввод в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на окружающую при­родную среду, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности и др.

Характерная особенность административных проступков за­ключается в том, что правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с органами или должностными ли­цами, которые принимают решение о применении к нему санк­ций. Административные проступки рассматриваются специаль­но созданными органами – административными комиссиями при органах местного самоуправления, судами, органами госу­дарственного пожарного надзора, органами железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, таможенными ор­ганами и др. Там, где правонарушитель привлекается к ответст­венности должностными лицами, связанными с ним трудовыми, образовательными, служебными отношениями, имеет место не административный, а дисциплинарный проступок.

Субъектами административных проступков могут быть гра­ждане и должностные лица. Последние подлежат администра­тивной ответственности за административные проступки, свя­занные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного поряд­ка, природы, здоровья и других правил, обеспечение выполне­ния которых входит в их служебные обязанности. В настоящее время административную ответственность могут нести и юри­дические лица – предприятия, организации, учреждения – за допущенные ими нарушения законодательства об охране окру­жающей природной среды.

Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение трудовой воинской, учебной или иной дисциплины. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего положения обязано соблюдать правила, устанавли­вающие тот или иной режим деятельности.

Совершение дисциплинарного проступка влечет за собой применение дисциплинарного взыскания руководителем соот­ветствующего предприятия, организации, учреждения. В случа­ях, когда дисциплинарный проступок совершает руководитель предприятия, организации учреждения, вопрос о его привлече­нии к дисциплинарной ответственности решает вышестоящее должностное лицо или орган, которому подчинено данное предприятие, организация, учреждение.

Специфика гражданских правонарушений состоит в том, что их составы не перечисляются в гражданском законодательстве. И в этом нет необходимости. Правонарушениями в гражданском праве признаются любые виновные противоправные дея­ния, наносящие вред имуществу других лиц либо их личным не­имущественным благам: чести и достоинству человека, его де­ловой репутации, авторским, изобретательским и иным правам.

Ведущим принципом гражданского права является требова­ние полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением. Поэтому в зависимости от оснований, вле­кущих обязанность возместить причиненный вред, выделяют правонарушения, связанные с неисполнением гражданских до­говоров, и правонарушения, вытекающие из причинения вреда другим лицам.

В гражданском праве вред понимается как любое умаление личного или имущественного блага. Материальный вред связан с имущественными потерями для потерпевшего (утратой или порчей вещи, несением дополнительных денежных расходов, выполнением каких-либо дополнительных действий и др.). Мо­ральный вред может и не влечь материальных утрат, как, на­пример, в случае распространения каких-либо позорящих чело­века сведений, унижающих его честь и достоинство. Однако со­временное гражданское законодательство

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»