Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Административное закондательство /

Проблема отграничения административных деликтов от преступления

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

ус­тановленный в обществе правопорядок, тормозится нормаль­ное осуществление функций государства.


И в уголовном законодательстве существуют нормы о составах преступлений, которые не содержат указаний на наступление реальных вредных последствии, но их очень мало. Для административного права - это типичная кар­тина.

Долгое время административная ответственность наступа­ла за нарушение общеобязательных правил (торговли, сани­тарных, противопожарных, валютных и т. д.). Теперь ее диа­пазон шире. Например, ст. 1853 КоАП Украины применяется за действия, связанные с неуважением к суду. Неуважение к суду, говорится в ней, выразившееся в злостном уклонении от явки в суд свидетеля, потерпевшего, истца, ответчика либо в неподчинении указанных лиц и иных граждан распоряжению председательствующего или в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду и установленным в суде правилам, влекут наложение штрафа в размере до 100 руб. или административный арест на срок до 15 суток. Штраф может быть наложен за воспрепятствование явке в суд народного заседателя (ст. 1855 Ко­АП Украины), непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи (ст. 1856 КоАП Украины).

Характерно также увеличение «потолка» штрафных санк­ций за административные проступки. Например, в 1977 г. в РСФСР была установлена административная ответствен­ность за мелкое хищение государственного или общественно­го имущества; за такие действия виновные могли быть под­вергнуты тогда штрафу в размере до 50 руб. В 1982 г. штраф за мелкое хищение был увеличен до 100 руб., а в 1986 г. — до 200 руб. Введены повышенные размеры штрафа за повторные незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами — до 200 руб., занятие проституцией—до 200 руб.,. за азартные игры — до 300 руб., организацию азартных игр — до 500 руб., нарушение порядка организации и прове­дения собраний, митингов, уличных шествий и демонстра­ций —до 1000руб.

Уголовное законодательство тоже предусматривает штраф в качестве одной из мер наказания. И здесь прослеживается тенденция увеличения размеров штрафа.

 Итак, административные проступки и преступления име­ют ряд общих черт и «пограничных» зон. А что их разделя­ет?

Прежде всего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественная опасность.

Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое ка­чество - общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причи­няют весьма существенный вред наиболее важным обще­ственным отношениям. Именно данное качество и обуслови­ло тот факт, что подобные деяния объявляются преступлени­ями. Проступки, как это следует из ст. 9 КоАП Украины, не являются общественно опасными.

Чтобы верно решить вопрос о том, является ли данное пра­вонарушение преступлением или проступком, нужно во мно­гих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. При этом следует прежде всего иметь в виду, что КоАП Украины закрепил прин­цип: «Административная ответственность за правонаруше­ния, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в со­ответствии с действующим законодательством уголовной от­ветственности» (ст. 9). Кроме этой общей нормы, надо учи­тывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощью которых можно отличить «смежные», про­ступки и преступления.


Одним из таких критериев является наличие или отсутствие тяжких последствий. Так, если нарушение Правил дорожного движения повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то такое нарушение рассматривается как пре­ступление (ст. 215, ст. 217 УК Украины), когда же таких последствий нет - то как административный проступок (ст. 124 КоАП Украины).

Иногда для квалификации нарушения обязательных пра­вил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или пере­возки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также пере­сылка их по почте или багажом, если эти действия могли по­влечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступле­ния (ст. 221, ст. 2285 УК Украины). Если же последствия реально на­ступили, то уголовная ответственность усиливается.

Критерием может быть и точно определенный законом размер причиненного материального ущерба. Так, незакон­ная порубка леса в полезащитных, почвозащитных, берегозащитных лесах, в государственных заповедниках, курортных лесах, лесах зеленой зоны вокруг городов и промышленных  предприятии, если ущерб превышает от 50 до 120 размеров минимальной заработной платы, расценивается - как преступление, а на меньшую сумму - как административный проступок (ст. 160 УК Украины).

Правонарушения нередко разграничиваются и по признаку повторности деяния или ранее имеющему место факту применения административной ответственности или даже мер общественного воздействия за аналогичные деяния.

На повторность деяния как один из критериев разграниче­ния административного проступка и смежного с ним пре­ступления указано, например, в ч. 1 ст. 215 УК Украины, которая предусматривает уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, осуществленную повторно в тече­ние года.

В других случаях для привлечения к уголовной ответст­венности необходимо совершение тождественного правонару­шения, а при том условии, когда применение за первое нару­шение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взы­скания за такие же действия, влечет уголовную ответствен­ность и наказывается исправительными работами на срок до 6 мес. или штрафом до 40 минимальных размеров заработной платы (ст. 2071 УК Украины). Организа­ция азартных игр (в карты, рулетку, "наперсток" и другие) на деньги, вещи и иные ценности лицом, к которому в течение года применялись меры административного взыскания за такое же нарушение, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, или исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом от 60 до 160 минимальных размеров заработной платы, с конфискацией имущества или без таковой (ст. 143 УК Украины).

При разграничении близко стоящих административного проступка и преступления учитывается иногда и применение за первое нарушение мер общественного воздействия. Так, ст. 156 УК Украины предусматривает уголовную ответствен­ность за нарушение работниками магазинов и предприятий общественного питания правил торговли водкой и другими спиртными напитками, совершенную течении в течение года после применения мер административного или общественного воздействия.

Многие ученые-юристы считают, что повторное соверше­ние административного правонарушения, даже если за предыду­щее данное лицо подвергалось административному взысканию, не должно служить основанием для признания его преступ­ным. Факт применения административного взыскания за предшествующий проступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышает степени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить ос­нованием для квалификации его как преступления. Ведь сколько бы раз одно и то же лицо не совершало администра­тивные правонарушения, каждое из них - всего лишь про­ступок и не может переходить в другое качество. Преступ­ление - это категория, на которую свойства личности пра­вонарушителя

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»