Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Арбитражно-процессуальное законодательство /

Вопросы подведомственности дел арбитражным судам в Российской Федерации

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

mso-footnote-id:ftn38' href="#_ftn38" name="_ftnref38" title="">

     Наибольший интерес с практической точки зрения представляют вопросы подведомственности налоговых споров.

     Налоговая сфера долгие годы (по крайней мере в отношении юридических лиц) была вне судебного контроля. Только с 1991 года возможность обращения в суд по спорам в этой сфере стала реальностью.

     Число налоговых споров постоянно возрастает. Налоговое законодательство предусматривает достаточно строгую имущественную ответственность. Речь идет об огромных суммах которые могут в большей мере определять финансовое состояние, а то и судьбу предприятия в целом (банкротство), чем последствия гражданско-правовых споров субъектов хозяйствования друг с другом.

     В налоговых делах практически во всех случаях содержится несколько требований (налоговый орган обычно проводит проверки не по одному виду налога), в то время как в делах других категорий, как правило, имеется одно требование истца к ответчику.

     Как известно, в соответствии с Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" применение финансовых санкций возможно в течение шести лет с момента совершения  налогового правонарушения. Это усложняет не только доказательственную  базу, но и правовую основу спора, учитывая многократное изменение за это время налогового законодательства, нестабильность которого является  общепризнанной проблемой.

     Налоговое законодательство, входя в общую систему российского законодательства, т.е. существуя не изолированно, является вместе с тем отраслью законодательства, имеющей собственный предмет и особенности правового регулирования. В этой связи по смежным отношениям надо различать те, которые относятся к сфере налогового законодательства, и те, что являются предметом иных отраслей законодательства, не допуская неосновательного применения к налоговым отношениям норм иных отраслей законодательства и наоборот. Между тем, нередко, стороны в арбитражном процессе ошибочно ссылаются в налоговых спорах на принципы и конкретные нормы гражданского права. Не учитывается, например, что субъектами отношений по ряду налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизам и т.д.) могут быть не только юридические лица, но и филиалы и другие обособленные подразделения предприятий. Следовательно, оказывается юридически незначимой аргументация, построенная на ненадлежащем субъекте права.

     Ряд практических вопросов связан с порядком обращения в арбитражный суд.

     Налоговые дела в отношении юридических лиц  рассматриваются в арбитражных судах, как правило, по искам этих лиц. Это и понятно, ибо в соответствии с Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (ст. 13) взыскание недоимок по налогам, а также штрафов и иных санкций производится налоговыми органами с юридических лиц в бесспорном порядке. Здесь юридические лица защищают свое право посредством иска о признании недействительными таких решений налоговых органов, т.е. принцип судебного контроля сохраняется.  Кроме того, возможны иски юридических лиц по возмещению убытков.

     Исключение из приведенной последовательности возникновения дела в арбитражном суде составляют случаи, когда налоговые органы реализуют другие свои полномочия, и поэтому должны обращаться с исками в арбитражный суд. Например: о ликвидации юридического лица при нарушении налогового законодательства или взыскании в доход государства полученного по сделкам, совершенным с целью, противной

 основам правопорядка и нравственности. В этих случаях юридическое лицо - налогоплательщик защищается путем возражения на иск и иными способами, предусмотренными процессуальным законодательством.

      Ярким примером обращения в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица может служить дело рассмотренное Президиумом ВАС РФ от 4 января 1996 г. № 6567.95, и имевшим принципиальное значение для формирования дальнейшей практики применения ст. 61 ГК, по иску ГНИ по Советскому району Ханты-Мансийского автономного округа. В Постановлении Президиума ВАС РФ разъяснено, что иски налоговых инспекций о ликвидации юридических лиц при грубом или неоднократном нарушении ими налогового законодательства подведомственны арбитражным судам.

     В отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, налоговые дела возникают в арбитражных судах по заявлениям налоговых органов. В том же Законе "Об  основах налоговой системы в Российской Федерации" и других законодательных актах специально подчеркивается, что взыскание недоимок по налогам, сумм штрафов и иных санкций производится в судебном порядке. Иски самих граждан могут иметь место, как правило, по возмещению убытков.

     Арбитражная практика испытывала некоторые трудности в определении подведомственности налоговых споров с гражданами - предпринимателями, когда последние к моменту рассмотрения дела утрачивали статус предпринимателя.

     Исходя из единства статуса предпринимателя, сегодня следует учитывать п. 13 совместного Постановления Пленума Верховного Суда  Российской  Федерации  и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. В нем указано, что с момента прекращения действия государственной регистрации граждан в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до прекращения действия государственной регистрации.

     Нередко возникает вопрос: возможно ли обращение в арбитражный суд, если предприятие обжаловало решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган, то есть прибегло к административному порядку защиты своих прав? Судебная практика отвечает на этот вопрос положительно. По   одному из дел арбитражный суд Краснодарского края прямо отметил, что обжалование действий налоговых органов по принципу подчиненности не лишает предприятия права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке.

     По-прежнему, как видно из исковых требований, у многих юристов нет ясности в том, что же обжалуется в арбитражный суд.

     В арбитражный суд обжалуется решение налогового органа, адресованное конкретному предприятию (то есть не носящее нормативного характера), если предприятие считает это решение незаконным. Правовая основа для такого обращения в арбитражный суд содержится в ряде законодательных актов и, в частности,  в ст. 22 АПК.

     Законодательством не установлена форма решения, вынесенного налоговым органом, как управленческого акта. Поэтому решение может быть оформлено в виде специального документа или предписания, письма, направленного налогоплательщику, о перечислении в определенный срок той или иной суммы, резолюции на акте проверки о его утверждении либо инкассового поручения, подписанного руководителем государственной налоговой инспекции или его заместителем и предъявленного в банк.

     Важно то, что решение должно быть принято начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем, поскольку в соответствии с законом только эти должностные лица могут реализовывать соответствующие права налоговых органов.

     В этой связи составленный другим должностным лицом налоговой инспекции (инспектором) акт проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»